5 шагов навстречу eco-friendly упаковке для производителя

Статьи

Пошаговая инструкция Ohmybrand для тех, кто считает, что эко-упаковка — это дорого, никому не нужно и вообще «не для нас»

Глупо отрицать очевидное: в 2020 году вы не можете позволить себе не думать о влиянии вашего бизнеса на окружающую среду. А то, как и во что вы упаковываете свою продукцию, — один из самых «влиятельных» в этом смысле факторов. Специально для Unipack.ru креативный директор брендингового агентства Ohmybrand Надежда Паршина подготовила «руководство по переходу на эко-упаковку для начинающих». 

Материал не претендует на охват всех аспектов этой темы (потому что для более или менее полноценного освещения ей нужно посвятить как минимум цикл статей), но будет полезен вам, если вы не знаете, с чего стартовать движение к прекрасному термину «sustainable» в упаковке. Начните с первого шага — и даже если вы задержитесь на нём на неопределённый срок, усилия не пропадут зря.

Шаг 1. Понять, зачем это нужно (вам и целевой аудитории ваших продуктов)

Качественный и «честный» продукт, отвечающих потребностям целевой аудитории, яркая и понятная коммуникация — в необходимости этих слагаемых для построения успешного бизнеса уже никто не сомневается. Постепенно социальная ответственность и экологичность тоже становятся такими слагаемыми. И я верю, что в обозримом будущем безвредная для окружающей среды упаковка из громко обсуждаемой инновации точно так же превратится в «гигиенический минимум», в must have для каждого здорового бренда в любой отрасли.

Так происходит не потому (точнее, не только потому) что производители хотят быть правильными и ответственными, а потому что такими их хотят видеть потребители. Всё больше исследований говорит о том, что люди готовы переплачивать за экологичные продукты. Так, согласно данным американской компании CGS, почти 70% потребителей считают экологичность продуктов «более или менее важным фактором» при совершении покупок, а почти половина респондентов готовы при прочих равных характеристиках заплатить на 25% больше за безвредный для экологии продукт.

Откуда растут ноги у этого тренда? Как мне кажется, это закономерное звено той же цепочки, к которой относятся ЗОЖ, осознанность, total-wellbeing. Жить по этим принципам — значит заботиться в том числе и об окружающем мире. Покупка товаров в eco-friendly упаковке — довольно мощное проявление такой заботы, доступное каждому.

Шаг 2. Выбрать правильный вектор

Определитесь с направлениями «экологизации» упаковки, релевантными для вашего продукта. Экологичная упаковка — та, которую можно переработать (recycle), та, которую можно использовать повторно (reuse), и та, которая помогает уменьшить количество отходов (reduce). Три простых слова: recycle, reduce, reuse — и сотни способов реализовать их, предлагаемых ежегодно производителями упаковки по всему миру.

Возможно, вас заинтересуют такие инновационные варианты, как биоразлагаемая упаковка, произведённая из кукурузного крахмала или вовсе выращенная из грибов. Или упаковка из переработанных материалов. Если совсем не получается избавиться от использования пластика, измените материал на тот, который можно сдать в переработку (в разных регионах их набор разный, но в целом для пищевых продуктов это PET или PP).

А может быть, вы сможете внедрить какие-либо смарт-решения на уровне продукта и его дизайна — например, переход на продажи концентратов, требующих меньшей по размеру упаковки, или внедрение частично многоразовой упаковки, требующей периодической замены сменных блоков. А что если вы продумаете схему, при которой потребители будут возвращать вам использованную тару для её повторного использования в производстве?

Не ограничивайтесь обзором того, что делают конкуренты или производители в смежных сферах: это тот самый случай, когда ваш свежий взгляд может стать двигателем прогресса для целой отрасли. Изучите опыт производителей в самых разных категориях, рассмотрите подробнее самые свежие кейсы. Если сделать это своими силами не представляется возможным, обратитесь в брендинговое агентство или компанию, специализирующуюся на trend-watching, которые смогут подготовить для вас обзор актуальных трендов. Даже если то или иное упаковочное решение на первый взгляд кажется безумным, не спешите отметать его, попробуйте примерить его на свой продукт, прицениться, а может и заказать тестовые промо-образцы.

Шаг 3. Действовать поступательно

Определившись со своим планом-максимумом, не пытайтесь тут же претворить его в жизнь целиком. Это может показаться заманчивым, но в итоге может принести больше вреда, чем пользы (и окружающей среде, и вашему бюджету) — например, если по какой-то причине придётся откатить назад часть процессов.

Начните с 1-2 минимальных нововведений. Например, исключите из своего производственного цикла over-packaging и продумайте систему, гарантирующую использование упаковки наименьшего размера из возможных. 

В случае перехода на новый материал протестируйте его на небольшой партии продукта или — в случае, если у вас большая ассортиментная матрица, — на 1-2 SKU. Посмотрите, как влияют изменения на весь цикл жизни товара — от производства, транспортировки и продажи до непосредственно использования потребителем и утилизации. И только после того, как убедитесь в «профпригодности» новинки, масштабируйте его на весь ассортимент.

Шаг 4. Трезво оценить свои усилия

Забота об окружающем мире и использование экологичной упаковки — недешёвое удовольствие, которое, конечно, повлияет на себестоимость ваших продуктов. Конечную их стоимость для потребителей тоже необходимо будет скорректировать — и да, они готовы платить за упаковку. Во многих случаях готовы платить даже больше, чем вы потратили на неё, потому что воспринимаемая ценность такой упаковки часто оказывается выше реальной стоимости.

Шаг 5. Говорить (громко говорить!)

Внедряя экологичные решения, обязательно рассказывайте о них своим потребителям. Даже если это очень маленькие нововведения. Зачем? См. пункт 1.

Объясняйте аудитории, почему сделали выбор в пользу именно такого упаковочного решения, рассказывайте, как правильно вашу упаковку утилизировать или подготовить для переработки. Сделать это можно сотнями различных коммуникационных инструментов, включая «говорящее» оформление этой самой упаковки. 

Помимо прочего, доказать потребителю свою экологичность помогут специальные экологические сертификаты, например, «Листок жизни», присуждаемый на основе анализа всех стадий жизненного цикла — «от добычи сырья до утилизации».