Уменьшить количество бытового мусора — один из самых простых способов позаботиться об окружающей среде. Приблизиться к этой цели поможет покупка товаров в eco-friendly упаковке. И вопреки популярному мнению, eco-friendly — это далеко не только картон вместо пластика. А что же?
«Из чего же, из чего же из чего же сделаны наши…»:
выбираем упаковку по материалам
С одной стороны, за этим понятием прячется гора научных исследований и призывов эко-активистов, фактов и мифов, социальной ответственности и маркетинговых приёмов. Тема, которую можно изучать годами. С другой стороны — три простых слова: recycle, reduce, reuse. Экологичная упаковка — та, которую можно переработать (recycle), та, которую можно использовать повторно (reuse), и та, которая помогает уменьшить количество отходов (reduce).
Производители ежегодно изобретают новые и новые способы претворить в жизнь эту прекрасную триаду. Глобально все эти способы можно разделить на две больших группы: работа с материалами и работа с формой. Работая с дизайном упаковки, мы в брендинговом агентстве Ohmybrand так или иначе имеем дело и с тем, и с другим.
Пластик, картон, стекло, металл — пожалуй, именно эти материалы в первую очередь приходят на ум, когда речь идёт об упаковке. Про эти «традиционные» материалы бытует множество мнений и стереотипов, например, «пластик — это неэкологично», «стекло лучше тетрапака», «бумага и картон — плохо, потому что для их производства вырубают столько деревьев!»
На самом деле по этим материалам не может быть однозначного вердикта: все они могут работать на пользу окружающей среде, если после использования отправляются в переработку, — и быть «воплощением зла», если просто вывозятся на свалки. На сегодняшний день в России более или менее успешно и много перерабатывают картон, алюминий и пластик, но почти не перерабатывают стекло.
Обращайте внимание на маркировки о том, подлежит ли переработке тот или иной материал, и, конечно, сортируйте использованную тару и сдавайте её в эту самую переработку. Инструкций, как сделать это правильно, написано немало, вот здесь, например, очень удобная и наглядная от движения «РазДельный Сбор».
Мир не стоит на месте, и ежегодно появляются новые упаковочные материалы, всё более и более экологичные… и экзотичные! Если упаковкой из вторично переработанного пластика уже сложно кого-либо удивить, то биоразлагаемая упаковка из кукурузного крахмала и других нефтенезависимых материалов — это уже что-то поинтереснее. С подобными новыми материалами, кстати, экспериментируют не только в научных лабораториях: их применение становится всё более обыденным явлением среди крупных мультинациональных производителей. Например, Икея внедряет упаковку, буквально «выращенную» из грибов.
Главное в случае использования такой упаковки из нефтенезависимых материалов — не выбрасывать её на помойку вместе с другим несортируемым мусором, а компостировать (закапывать в землю), давать ей возможность перегнить. Кстати, существуют и примеры упаковки, которую после использования можно не просто закопать, но и «посадить»: она не только быстро разложится, но и прорастёт в какое-нибудь симпатичное растение.
Следующий уровень дружелюбной по отношению к природе упаковочной экзотики — съедобная упаковка. Компания Notpla уже предлагает производителям использовать такую для различных жидкостей — от напитков до соусов. Разработка, основу которой составляют морские водоросли, называется Ooho и уже доступна к заказу.
«Главное — не из чего, главное — как»: концептуальные упаковочные решения
Конечно, нужно быть готовым к тому, что подобные упаковочные решения могут сказываться на стоимости продуктов. И, понятное дело, сложно убедить себя в целесообразности платить за тот или иной товар на N рублей больше только потому, что его упаковка когда-то потом правильно и без вреда для природы уничтожится. Однако чем больше потребителей будут делать выбор в пользу прорывных решений, тем дешевле они будут обходиться производителям и тем меньшую наценку будут назначать за них.
Если экспериментировать с инновационными материалами для упаковки могут себе позволить немногие производители, то смарт-решения на уровне продукта и его дизайна доступны всем.
Самым радикальным здесь будет полное избавление от упаковки. Это приём, который могут себе позволить некоторые магазины: приходить туда стоит со своей многоразовой тарой. Как устроены подобные магазины, рассказывается, например, в этом материале. В нём приводятся только московские примеры, но на самом деле аналогичные есть в разных городах. Очень жаль, что растущие ограничения и требования к упаковке на уровне законодательства не позволяют сделать такие инициативы массовыми. К тому же, продукты многих категорий в упаковке хранятся гораздо дольше, чем без неё.
Какие ещё есть способы «улучшить» упаковку?
Но если совсем отказаться от упаковки в части сфер мы не можем, то можно сокращать хотя бы вторичную упаковку (это дополнительная упаковка, объединяющая, например, несколько пачек молока или набор бытовых средств, заказанных в интернет-магазине). Многие сталкивались с историями, когда микроскопический тюбик бальзама для губ присылают в огромной картонной коробке. Вот такие истории нужно минимизировать, а если сталкиваетесь с подобными случаями, обязательно оставлять на них отзывы.
Какие ещё есть способы «улучшить» упаковку? Оптимизировать соотношение использованных в ней материалов. Например, покупать продукт в форме концентрата: меньший объём необходимого вам продукта потребует меньшего «расхода» упаковки. В случае, если концентрат — не вариант, а срок хранения товара не ограничен (к примеру, если речь идет о «долгоиграющих» продуктах питания), делать выбор в пользу больших форматов: скажем, вместо 2 упаковок хлопьев в месяц покупать одну побольше.
Ещё один вариант уменьшить «мусорную нагрузку» на природу — выбирать товары, упаковка которых частично многоразовая: например, брать один флакон мыла с дозатором и потом только докупать само мыло уже в мягких пакетах. Или делать выбор в пользу средства для чистки стёкол, которое продаётся во флаконе-пультверизаторе со сменными картриджами с концентратом.
Другая интересная опция — продлевать жизнь упаковки, используя её впоследствии в каком-то новом качестве. Да-да, речь о том, чтобы, к примеру, высаживать рассаду в стаканчики из-под йогурта вместо того, чтобы покупать специальные маленькие горшочки, красивые бутылки превращать в вазочки для цветов, а из больших картонных коробок от мебели строить с ребенком игрушечные крепости. Способы применения ограничиваются только вашей фантазией!
«Вода камень точит»: каждое действие имеет значение
А если придумывать что-то неохота, производители вовсю помогают нам. Так, Samsung недавно представил коробки, из которых можно сделать мебель и аксессуары для дома своими руками: тумбочка или журнальный столик из коробки из-под телевизора — почему бы и нет? Ещё один милый пример в этом направлении — упаковка, превращающаяся в домики для домашних питомцев от интернет-магазина «Беру!».
Любимая реакция многих в ответ на подобные материалы — «Разве от моего выбора что-то изменится? Проблема слишком глобальная, нужно убеждать в необходимости её решения не меня, а производителей!»
На самом деле каждый ваш шаг в сторону уменьшения бытового мусора имеет значение. И в том числе — влияет на производителей. Ведь вы голосуете за них рублём, они прислушиваются к вашему мнению, в том числе — в вопросах, связанных с экологичностью упаковки. И чем быстрее вы своими действиями дадите им понять, что этот аспект важен для вас, тем скорее они предложат новые решения.
Посмотрим, что будет в основе этих инновационных решений. Упаковка, выращенная из грибов, и печать продуктов на 3D-принтере уже здесь, с нетерпением ждём next big thing!