Материалы. Стекло

Книга об упаковкеСтатьи

Отрывок из готовящейся книги по разработке упаковки

Зачем дизайнеру упаковки знать про материалы, из которых изготавливают упаковку?

Во-первых, это просто красиво))

А если серьезно, то знание технологий и свойств материала помогает:

  • Сделать дизайн/редизайн упаковки полноценным
  • Использовать возможности материала по-максимуму
  • Не выходить за рамки ограничений при разработке, не рисовать нереализуемый звездолёт
  • Избежать стандартных ошибок
  • Экспериментировать, осознанно нарушать, понимая ограничения
  • Комбинировать/совмещать: то что используется в одних материалах, может натолкнуть на идеи для использования в других материалах

Начнём с одного из самых древних и самых красивых материалов – со стекла. Археологи считают, что стекло научились изготавливать финикийцы в Месопотамии аж 4000 лет назад (и до сих пор мы этим пользуемся, представляете?).

Свойства стекла

Стекло — это материал, изготовленный из песка, кальцинированной соды и известняка, который можно плавить и придавать ему различные формы и размеры. Он может быть прозрачным, цветным или покрытым различными материалами для улучшения его внешнего вида или функциональности. Стекло обладает рядом свойств, которые делают его пригодным для упаковки пищевых продуктов, например, инертность (стекло практически не вступает в реакцию с агрессивными веществами, кислотами, например), прозрачность, непроницаемость, устойчивость к высоким и низким температурам, а также возможность вторичной переработки. Это делает его идеальным для горячего розлива, пастеризации, стерилизации и многого другого, предотвращая при этом потерю или приток влаги или газов. Это не только защищает продукт от загрязнения, но также сокращает количество отходов (тк продукт может храниться намного дольше) и экономит ресурсы (стеклянную упаковку можно использовать бесконечно, вспомните бабушкины банки с домашними соленьями).

Преимущества стекла

Использование стекла в качестве материала для упаковки имеет множество преимуществ как для производителей продукта, так и для потребителей. Стекло непористое и непроницаемое, что защищает продукт внутри от внешнего воздействия. Это помогает поддерживать качество, вкус, свежесть, свойства и эффективность продукта, что делает его особенно рекомендуемым выбором для упаковки продуктов с чувствительными рецептурами.

Что для нас важно с точки зрения брендинга, стеклянная упаковка – тяжелая, с игрой бликов на гранях – создает премиальный и элегантный имидж, повышая воспринимаемую ценность и качество продукта внутри. Кроме того, свойства стекла облегчают дифференциацию продуктов, позволяя создавать креативные и уникальные дизайны и этикетки, которые нравятся потребителям, заботящимся о своем здоровье и защите окружающей среды, которые предпочитают натуральные и экологичные варианты упаковки.

Недостатки стекла

У стекла – очень много преимуществ как материала для упаковки, но у него также есть некоторые недостатки, которые ограничивают его использование и производительность. Стекло тяжелое (значит его дороже перевозить, больше транспортные расходы), хрупкое (большой риск порчи изделия из-за удара) и в целом это дорогой материал (большие расходы энергии на этапе производства), что влияет на производственные затраты и затраты на упаковку. Кроме того, стекло все-таки не универсально, у него есть ограничения по возможностям форм и размеров, которые можно производить.

Выдувная форма
Прессовыдувные формы

Выбор между разными материалами и формами

Выбирая подходящий материал для упаковки, нужно учесть множество факторов, таких как характеристики продукта (состав, pH, водная активность (газированная вода, например), срок годности), условия обработки и хранения (температура, давление, влажность), распространение и каналы продаж(транспортировка, обработка, способы демонстрации), потребительские предпочтения и ожидания (удобство, внешний вид, безопасность), а также правовые и экологические нормы (маркировка, переработка, требования к утилизации). Все эти элементы необходимо учитывать при выборе подходящего упаковочного материала.

Начинается стеклянная упаковка в голове дизайнера и проектировщика, но рождается она – на производстве, на стекольном заводе.

Сейчас есть два основных метода производства массового стекла (стеклянной упаковки)

  • выдувание
  • прессовыдувание

Какой метод выбрать – зависит от формы и свойств стекла, которое должно получиться.

Подробно останавливаться именно на технологическом процессе производства мы не будем, это потребует пожалуй целой отдельной книги. Но в общих чертах этапы разработки стеклянной формы такие:

  • Разрабатываем техническое задание, в котором описываются все особенности производства и маркетинговые задачи нового продукта.
  • Этап исследования дизайна формы упаковки конкурентов.
    Создание оригинальной идеи бутылки – показываем на эскизах, выполненных дизайнером, в графических программах
  • Этап визуализации – переводим идеи в трехмерную модель, обсуждаем с заказчиком
  • Разработка трёхмерной модели (в специализированных программах для автоматизированного проектирования и технического чертежа) для производства. Этот этап позволяет учесть и согласовать с производством все возможности и нюансы упаковки.
  • Этап создания пилотного образца.
    Изготавливается как правило на 3D принтере и позволяет оценить разрабатываемую форму наглядно, повертеть в руках, оценить удобство.
  • Создание пресс-формы.
    Совместно с производством, учитываем все нюансы, чтобы не было проблем при тираже
  • Отлив пробного образца на производстве.
    Исправляем все ошибки перед запуском тиража
  • Запускаем тираж

Что надо уточнить у заказчика до начала работы над формой:

  • Продукт
  • Объем фасовки, стоимость на полке
  • Места продаж
  • Имеется ли упаковочная линия и её особенности.

Важная часть стекольного производства – конвейер.

Конвейер есть и при производстве стекла, и при фасовке/наливе (упаковочная линия). Там наши баночки и бутылочки едут с огромной скоростью, касаются друг друга, вращаются в тесноте – и если со стеклом какие-то проблемы, трещины, пузыри воздуха в стекле, то возможны даже взрывы тары, убыток для производителя.

Особенность конвейера тоже нужно учитывать при разработке стекла – например, точки возможного соприкосновения бутылок  должны быть только на корпусе бутылки и в одном месте в сечении бутылки, и если мы придумали бутылку с кривым горлом, кривизна горлышка не должна выходить за границы этих точек соприкосновения на корпусе.

Мало изготовить стеклянную бутылку, она должна быть удобной на конвейере при розливе, укупорке и упаковке в логистическую упаковку для доставки в магазин.

Работа с формой и восприятие формы

Составляющие формы и что тут можно менять:

Бутылка, банка — что у них общего? Какие есть общие элементы? Что можно менять при разработке?

Элементы бутылки и банки в целом одинаковые при всём бесконечном разнообразии.

В целом, каждый из основных элементов бутылки можно изменять, главное понять, как это делать так, чтобы это можно было произвести массово.

Продолжение следует…